Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам
и о признании утратившим силу приказа Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 1 декабря 2011 г. № 1664
В соответствии с подпунктом 5.2.18.24 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2868; 2011,
№ 46, ст. 6523; 2020, № 1, ст. 33), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые Квалификационные требования к техническим экспертам.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации от 1 декабря 2011г. № 1664 «Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам» (зарегистрирован
в Минюсте России 28 декабря 2011 г. № 22789).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить Заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозова.
Министр Д.В. Мантуров
УТВЕРЖДЕНЫ
к приказу Минпромторга России
от _____________ 20__ г. №_____
Квалификационные требования к техническим экспертам
1. Настоящие квалификационные требования к техническим экспертам (далее – Требования) определяют необходимый уровень знаний, умений
и профессионального образования технических экспертов.
2. Для целей настоящих Требований понятие «технический эксперт» используется в значении, установленном положениями Федерального закона
от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3881; 2019,
№ 23, ст. 2905, далее – Федеральный закон № 170-ФЗ).
3. К техническому эксперту предъявляются следующие квалификационные требования:
а) технический эксперт должен знать:
положения Федерального закона № 170-ФЗ;
Правила проведения технического осмотра транспортных средств[1];
Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации[2];
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации[3];
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств[4];
Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств»[5];
расположение идентификационных данных транспортных средств различных производителей;
устройство и конструкцию транспортных средств, их узлов, агрегатов
и систем;
б) технический эксперт должен уметь:
применять средства технического диагностирования, в том числе средства измерений, при техническом осмотре транспортных средств, а также дополнительное технологическое оборудование, необходимое для реализации методов проверки технического состояния транспортных средств;
осуществлять проверку документов, представляемых владельцами транспортных средств и их представителями;
применять органолептический метод проверки транспортных средств;
использовать автоматизированное рабочее место;
работать с прикладными программами;
работать с программно-аппаратными комплексами;
в) к техническому эксперту предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»[6], удостоверения о повышении квалификации по виду профессиональной деятельности «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств при периодическом осмотре 33.005»[7]
с указанием квалификации «технический эксперт» и свидетельства
о квалификации[8] без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки,
не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», диплома о профессиональной переподготовке, предоставляющим право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Технический осмотр автотранспортных средств 71.20.5.»[9]
с присвоением квалификации «технический эксперт», и свидетельства о квалификации[10] с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля состояния, диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных средств не менее трех лет.
4. К техническому эксперту, осуществляющему техническое диагностирование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее – технический эксперт ГНЭТ) предъявляются следующие квалификационные требования:
а) технический эксперт ГНЭТ должен знать:
положения Федерального закона № 170-ФЗ;
Правила проведения технического осмотра транспортных средств[11];
Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации[12];
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации[13];
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств[14];
Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза
«О безопасности колесных транспортных средств»[15];
расположение идентификационных данных транспортных средств городского наземного электрического транспорта различных производителей;
устройство и конструкцию транспортных средств городского наземного электрического транспорта, их узлов, агрегатов и систем;
устройство электроустановок, правила эксплуатации электроустановок потребителей[16];
б) технический эксперт ГНЭТ должен уметь:
применять средства технического диагностирования, в том числе средства измерений, при техническом осмотре транспортных средств городского наземного электрического транспорта, а также дополнительное технологическое оборудование, необходимое для реализации методов проверки, технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
осуществлять проверку документов, представляемых владельцами транспортных средств и их представителями;
применять органолептический метод проверки транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
использовать автоматизированное рабочее место;
работать с прикладными программами;
работать с программно-аппаратными комплексами;
проводить проверку работоспособности электроустановок транспортных средств городского наземного электрического транспорта с электроустановками потребителей до 1000 В;
в) технический эксперт ГНЭТ должен обладать навыками эксплуатации электроустановок транспортных средств городского наземного электрического транспорта с электроустановками потребителей до 1000 В;
г) к техническому эксперту транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящие в укрупненные группы 13.00.00 «Электро и тепло-энергетика» и 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»[17], и удостоверения о повышении квалификации в сфере «Технический осмотр транспортных средств городского наземного электрического транспорта 71.20.5.»[18]
с указанием квалификации «технический эксперт транспортных средств городского наземного электрического транспорта», удостоверения установленного образца по электробезопасности
с группой допуска не ниже третьей[19]
и свидетельства о квалификации[20]
без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки,
не входящем в укрупненные группы 13.00.00 «Электро и тепло-энергетика»
и 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»[21], диплома
о профессиональной переподготовке предоставляющим право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Технический осмотр транспортных средств 71.20.5.»[22] с присвоением квалификации «технический эксперт транспортных средств городского наземного электрического транспорта», удостоверения установленного образца по электро-безопасности с группой допуска не ниже третьей[23]
и свидетельства о квалификации[24]
с предъявлением требований
к стажу (опыту) работы в области контроля состояния, диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных средств не менее трех лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту приказа Минпромторга России «Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам и о признании утратившим силу приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 1 декабря 2011 г. № 1664»
Квалификационные требования к техническим экспертам разрабатываются
и утверждаются Минпромторгом России в соответствии с подпунктом 5.2.18.24 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 июня 2008 г. № 438.
Квалификационные требования к техническим экспертам утверждены Приказом Минпромторга России от 1 декабря 2011 г. № 1664 «Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам» (далее – Приказ № 1664).
Проект приказа Минпромторга России «Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам и о признании утратившим силу приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 1 декабря 2011 г. № 1664» (далее – проект приказа) разработан в целях
приведения квалификационных требований к техническим экспертам
в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе:
с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом 25 декабря 2018 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части установления требований к знаниям и умениям технических экспертов;
с Общероссийским классификатором специальностей по образованию
ОК 009-2016, принятым и введённым в действие Приказом Росстандарта
от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст в части актуализации применяемых кодов специальностей.
Кроме того, проектом приказа предусмотрено установление возможности допуска к работе технического эксперта после освоения соответствующих
программ профессиональной переподготовки.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7397; 2019, № 40, ст. 5571).
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 156; 2018, № 49, ст. 7600).
[3]
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
«О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7618).
[4] Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
«О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 30, ст. 4666).
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1779; 2020,
№ 1, ст. 51).
[6] Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей
и направлений подготовки высшего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г. № 30163).
[7] Приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. № 187н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре» (Зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2015 г. № 37055).
[8] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171).
[9] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.
[10] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171).
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7397; 2019, № 40, ст. 5571).
[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 156; 2018, № 49, ст. 7600).
[13]
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
«О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 49, ст. 7618).
[14] Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
«О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 30, ст. 4666).
[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1779; 2020,
№ 1, ст. 51).
[16] Приказ Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г. № 4145).
[17] Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей
и направлений подготовки высшего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г. № 30163).
[18] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.
[19] Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (Зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 г. № 30593).
[20] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171).
[21] Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей
и направлений подготовки высшего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г. № 30163).
[22] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.
[23] Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (Зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 г. № 30593).
[24] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4171).